Совместный проект
Об акции Принять участие Полный список номинантов Сроки проведения Номинанты

Ахматов Максим Сидорович

Родом Ахматовы, скорее всего, были из Тулы. По крайней мере, приказчик, а точнее управляющий Златоустовскими заводами капитана И. Лугинина, Федот Иванович Ахматов был тульским 1-й гильдии купцом. После банкротства заводовладельца Лугинина, он и его потомки оставались в руководстве завода при новых хозяевах. А вот родственники Федота Ивановича оказались в конце XVIII века в Челябинске. В мае 1789 года, с женой и сыном Максимом, в челябинское купечество записался Сидор Иванович Ахматов, прибывший из Златоустовского завода[1].

Сидор Иванович купил несколько дворов в одной из «непристижных» частей города – у безымянного ручья (сегодня он известен под названием Игуменка, правда, забран в трубу), вдоль Сибирской-Стеновой улицы (ныне Свободы). Вот как описывается его имение в документах: «Дом деревяннаго строения крыт и обит тесом, в нем жилых шесть покоев, одне сени, при нем служеб деревянных же: анбаров хлебных и кладовых – два, баня одна, погребов два, конюшна и коровник, все оное крыто тесом. На том же месте другой дом, в нем жилых покоев четыре, при нем служеб: анбар один, конюшна, на отставе изба без сеней и баня, все оное крыто тесом. Под оными домами земли длиннику 47, поперешнику 20 сажен, против оных домов на другой линии улицы два хлебные анбара. Состоят же оные домы в приходе Христорождественской церкви Ключевой улице во втором квартале, первой построенной самим им на покупном у казака Василья Тропина месте, на кое купчей крепости не имеет, а последней куплен у канцеляриста Авилова, на которую и купчую крепость имеет, состоящие при оном службы пристроены после покупки. Ево ж Ахматова на предместии городском кожевня, при ней один жилой покой, сени и кладовой один анбар, два сарая, все оное крыто тесом, обнесено ж оное строение сосновыми бревнами и тесницами, две ветреные мелницы для толчения дубу. Лавка деревянного строения, крытая тесом, в челябинском гостином дворе состоящая одна».

Правда один из двух домов на первом описанном участке уже в 1801 году был продан Ивану Лаврову[2]. Тем не менее, эта ветвь начала создавать свой небольшой «микрорайон». В общем, люди были с достатком и обустраивались с размахом.

Сидор Иванович Ахматов скончался между 1795 и 1800 годами, и главой семейства стал его сын – Максим Сидорович. Фигура заметная, в Челябинске первой половины XIX века более чем известная. Он, как и отец, торговал железом, поскольку имел возможность брать партии металла у родственников в Златоустовском заводе, выражаясь современным языком, «под реализацию».

Из усадьбы отца Максим Сидорович «вырастил» целый анклав. Скупив еще несколько дворов, кроме собственно усадьбы, он отдельно организовал огород, отдельно участок со складами, домом (видимо для сторожа) и огородом, отдельно участок со скотным двором и вспомогательными службами и отдельной «людской» баней (то есть для работников). В описании 1811 года это выглядит так: «Дом за ним в городе деревянной о 6-ти жилых покоях, при нем служеб: сеней 2, анбаров 2, конюшня и завозня, 2 мыльные избы с сенми, баня с горенкою, да в особой связи завозня с протчими службами. Занято земли длиннику 19 1/2, поперешнику 25 1/2, квадратных 497 1/2 сажен. Смежно тут же покупной у канцеляриста Токарева земли, занятой огородом длиннику 10, поперешнику 17, квадратных 170 сажен. И за продажею земли мещанину Лаврову осталось земли между им и покупной у канцеляриста Токарева для скотского двора и бани людской длиннику 12, поперешнику 11, квадратных 132 сажени. На остставе против дому хлебные анбары, под коими земли длиннику 16 1/2, поперешнику 12, квадратных 196 сажен. Сверх же сего на городской земле кожевня, при ней изба, горница, анбар, сарай, земли под оным строением длиннику 24, поперешнику 18, квадратных 432 сажени. На городской площади анбар, под ним земли длиннику 3, поперешнику 2, квадратных 6 сажен. На гостином дворе лавка, земли нет, а принадлежит городу. 2 ветреныя мельницы ветхия и дубной сарай, под коим земли квадратных 98 сажен. Да особо под огородом меж домов и … земли длинннику 12 1/2, поперешнику 14 1/2, квадратных 243 1/4 сажени. Состоящей в Ключевой улице 2-го квартала, а всего квадратных 1777 1/4 сажени»[3].

Кроме основной усадьбы, М. С. Ахматов владел в разное время разными домами в городе[4], лавками в гостином дворе, кожевней и двумя ветряными мельницами для толчения дубовой коры за городом[5]. «Лишние» дома Максим Сидорович сдавал внаем. Например, в его доме по улице Азиатской (в первой половине XIX века проходила между современными улицами Кирова и Елькина) долгое время размещались то полицейское управление, то пожарная команда, то городническое правление[6]. Торговал он самыми разными товарами, занимался кожевенным делом, причем, судя по специальным мельницам для получения дубильных веществ, у него было что-то вроде небольшой кожевенной фабрики. Кстати, при кожевне был жилой дом, очевидно для рабочих (дворовых людей).

Человеком Максим Сидорович был весьма небедным, и часть своих доходов пускал на богоугодные и общественно полезные дела – его, пожалуй, можно назвать первым крупным челябинским меценатом. В 1823 году возникла необходимость купить дом под размещение лазарета. В те времена существовало такое явление, как «воинский постой», части, расквартированные в городе, проходящие через город с остановкой, не имели своих казарм. Рядовых и офицеров размещали в домах обывателей. Так вот, лазарет тоже не имел постоянного помещения и переезжал из дома в дом во исполнение той самой повинности (натурального налога) горожан. Представьте себе удовольствие хозяев, если две комнаты из четырех в их доме занимает лазарет! М. С. Ахматов пожертвовал городу 800 рублей на покупку дома для лазарета. Тем самым он избавил земляков от одного из самых мучительных видов воинского постоя. Горожане на общем собрании постановили за этот поступок дом Максима Сидоровича Ахматова освободить «на вечное время от постоя»[7]. В этом случае прослеживается меркантильный интерес Ахматова – как один из самых крупных владельцев жилой недвижимости в городе, он больше других страдал от постоя, поскольку к нему определяли большее количество солдат, а скорее всего офицеров. Чувствовать себя слугой в собственном доме – сомнительное удовольствие. Единоразовый платеж в 800 рублей ? значительная, но, видимо, соразмерная плата за спокойствие. Тем более, что как мы увидим дальше, он имел возможность жертвовать и большие суммы.

В 1768 году в заречную часть Челябинска была перенесена деревянная церковь с Торговой площади (сегодня площадь имени Е. Ярославского). На новом месте церковь была освящена во имя Живоначальной Троицы. К концу века церковь обветшала, а главное, что была она маленькой и не удовлетворяла потребностям выросшего города. Священник Василий Земляницын позже рассказывал: «В прошлом 1795-м году с челябинском третьей гилдии купцом Терентием Дедюхиным между душеспасителными разговорами, согласясь, единодушно положили намерение вместо приближающейся к совершенной ветхости древяной Троицкой, построить в таковое ж именование каменную с пределом Знамения Пресвятыя Богородицы церковь, на что и условились со обоих сторон и подписал он купец Дедюхин тысячу рублей, и строение потом производить общим попечением и наблюдением»[8]. Они с Дедюхиным обратились в Челябинское духовное правление, а то, в свою очередь, в Тобольскую духовную консисторию, с просьбой выдать благословенную грамоту. 14 июня 1795 года архиепископ Тобольский и Сибирский Варлаам подписал грамоту, в которой говорилось: «…в городе Чилябе деревянная Троицкая церковь приходит в ветхость, вместо которой желают они, священник Земляницын и купец Дедюхин, соорудить вновь каменную двухъ етажную церковь, в нижнем во имя Знамения Пресвятыя Богородицы, в верхнем во имя Живоначальныя Троицы, на каковое де построение на прикладныя от боголюбцов деньги подряжены ими делать потребныя материалы, и все попечение ко окончанию строения приемлют они, священник Земляницын и купец Дедюхин, на себя»[9]. Новая церковь была заложена 9 июня 1796 года[10].

Началось строительство, причем каменщиков В. Земляницын нанял в Тобольске[11]. Однако вскоре выяснилось, что Терентий Дедюхин свои обязательства не выполняет: «купец же Дедюхин с начала заложения не только в наблюдении за строением и в приуготовлении материалов мне ни в чем не помогает, но и приложенных им от усердия своего денег тысячи рублей и нисколко по многократным моим надпоминаниям и убедительнейшим прозбам не отдает, отказываясь тем, что таковой суммы налице не имеет, и при всяком моем надпоминании, толко что подтверждает мнимое свое усердие безнадежным обнадеживанием таковым, что естли ж постигнет конец жизнь его, то прикажет отдать детям своим, а поелику заложение церкви позволено, и оное строение начато в надежде на общую складку купно и с прикладываемыми от доброхотных дателей денгами…»[12]. Строить двухэтажную церковь в отсутствие денег было невозможно, и по просьбе Земляницына Тобольская консистория разрешила: «на заложенном фундаменте вместо дву этажной церкви для прочности одно етажную с приделом во означенныя именования строить дозволить, а под придел зделать фундамент новый»[13].

Но и здесь дело не пошло – сказывалось безденежье. Новый толчок дело постройки Свято-Троицкой каменой церкви получило спустя 30 лет, когда не было уже ни Василия Земляницына, ни Терентия Дедюхина, а Челябинск давно перешел в ведение созданной в конце XVIII века Оренбургской епархии. Процитирую любопытный документ: «Челябинский купец Максим Ахматов в присланном к его Преосвященству Аркадию, Архиепископу Оренбургскому и Уфимскому от 25 сентября 1830 года письме написал, что в течении прошедших 1828 и 1829 годов кочтом и усердием своим достроил он каменную церковь во именование Живоначальныя Троицы в городе Челябе, которая с лишком 30 лет строилась, состоящую с приделом Знамения божьей Матери, в коем иконостас уже поставлен, положил он намерение и в настоящую церковь Животворящей Троицы своим коштом построить, который уже и подрядил, новый иконостас с присовокуплением к его пожертвованию из вкладовой церковной суммы по согласию Священноцерковнослужителей тысячи рублей»[14]. То есть, достроив за свой счет церковь, потратив на это более 10000 рублей, он хотел оплатить еще и изготовление иконостаса в самой церкви. На это дело он был готов потратить 3500 рублей, при условии, что еще 1000 будет добавлена из церковных сумм. К этому времени он уже нанял мастеров для изготовления полного иконостаса. Помимо этого, Ахматов, вместе с купцом Смолиным, купили большой колокол, весом 60 пудов на колокольню церкви[15]. Фактически, каменная Троицкая церковь в 1828–1831 годах была построена и снабжена необходимым (иконостас, колокола) почти полностью за счет Максима Сидоровича Ахматова.

Третье крупное пожертвование Максима Сидоровича было направлено на очередное богоугодное дело – организацию богадельни. В начале 1830-х годов было решено организовать в городе богадельню для призрения престарелых людей, оставшихся без средств к существованию. В это время дальние родственники Ахматова, решившись на переезд в Шадринск, продавали свою усадьбу у моста – каменный дом с мезонином и всеми постройками ? за 4500 рублей. Максим Сидорович сначала выделил на покупку здания 100 рублей, что уже было немалым вложением. 19 августа 1832 «коллежский советник и кавалер Василий Григорьевич Жуковский в общественном собрании объявил, что сдешний 2-й гильдии купец Максим Ахматов находящийся в болезни, сверх прежних ста рублей пожертвовал на сей предмет еще 1900 рублей»[16].

На общественном поприще М. С. Ахматов тоже послужил – был бургомистром, городским головой и получил звание почетного гражданина. Горожане нашли способ увековечить память об одном из щедрых земляков. В 1853 году был составлен план города с новыми названиями улиц. Предполагалось переименование практически всех улиц города. Среди новых названий появилась улица Ахматовская. Именем Ахматова назвали ту самую улицу, на которой и располагалась его усадьба. Это название улица носила до 1922 года, когда было переименовано большинство улиц города.

Ахматовы проявили себя как успешные предприниматели, чьи достижения были отмечены государством, и как меценаты, чье участие в жизни города не могло остаться незамеченным. При этом необходимо учитывать, что мы знаем лишь о наиболее значимых благотворительных вкладах М. С. Ахматова, многие эпизоды пока просто не выявлены – сохранность, и изученность архивного фондов оставляет желать лучшего. Но и того, что мы знаем, достаточно для признания М. С. Ахматова самым значимым жертвователем, меценатом в Челябинске. В течение 10 лет: он пожертвовал на нужды города 31150 рублей, на его деньги куплен дом для лазарета, практически полностью за его счет построена каменная Троицкая церковь, он пожертвовал половину суммы на покупку дома для богадельни.

Заявитель: челябинское отделение "Деловой России"

Примечания


[1] ОГАЧО, ф. И-6, оп. 1, д. 17, д. 21.

[2] ОГАЧО, ф. И-78, оп. 1, д. 3, л. 4 об.–5; ф. И-15, оп. 1, д. 112, л. 5 об.–6.

[3] ОГАЧО, ф. И-78, оп. 1, д. 20, л. 4–4 об.

[4] ОГАЧО, ф. И-78, оп. 1, д. 3, л. 2 об.–3.

[5] ОГАЧО, ф. И-15, оп. 1, д. 112, л. 5 об.–6.

[6] ОГАЧО, ф. И-1, оп. 1, д. 2355, л. 17–20.

[7] Дегтярев И. В. Челябинская старина. Челябинск, 1996. С. 39–40.

[8] ОГАЧО, ф. И-33, оп. 1, д. 1397, л. 1.

[9] ОГАЧО, ф. И-33, оп. 1, д. 932, л. 3.

[10] ОГАЧО, ф. И-33, оп. 1, д. 932, л. 3 об.

[11] ОГАЧО, ф. И-15, оп. 1, д. 822, л. 4.

[12] ОГАЧО, ф. И-33, оп. 1, д. 1397, л. 1–1 об.

[13] ОГАЧО, ф. И-33, оп. 1, д. 932, л. 6.

[14] ОГАЧО, ф. И-33, оп. 1, д. 3297, л. 1.

[15] Боже В. С. Ахматов Максим Сидорович // Челябинск: энциклопедия / сост. В. С. Боже, В. А. Черноземцев. Изд. испр. и доп. Челябинск, 2001. С. 65.

[16] ОГАЧО, ф. И-1, оп. 1, д. 2657, л. 16.

Есть дополнительная информация?
Партнёры