Совместный проект
Об акции Принять участие Полный список номинантов Сроки проведения Номинанты

Булла Карл Карлович

Родился в местечке Леобшюц, в Силезии (Германия), в семье купца. В возрасте десяти (или двенадцати) лет приехал в Петербург [2] (с 1865 г. (Чёрно-белый Петербург 1703-2003, с. 123)), [1] работал посыльным, а затем техником в фирме "Дюнант", где овладел профессией фотографа. В 1874 г. открыл собственное ателье на Садовой ул. (дом 61). [2]

В 1875 г. открыл собственную фотографию на Садовой ул., 61 и, в течение десяти лет, занимался павильонной съёмкой. С этого времени началась его работа в качестве профессионального фотографа. Еще в пору работы в фирме «Дюнант» Булла стал постигать тайны фотомастерства. [1]

В феврале 1876 г. Булла подал прошение министру внутренних дел о разрешении принять присягу на подданство России и после этого вместе с женой «приписаться в С.-Петербургское мещанство». Так как Булла., по сведениям, был «поведения и образа жизни хорошего», не был уличен в каких-либо противоправных действиях, служил в коммерческой конторе, прошение его было удовлетворено. [1]

В июне 1876 г. "купеческий приказчик" Булла вместе с женой Розалией, урожденной Глинска, получил русское подданство. В 1883 г. основал лабораторию по производству сухих броможелатиновых пластин на Казанской ул. (дом 17); в 1889 г. она размещалась на Васильевском острове, 3 линия, дом 14. Фотоателье Буллы располагались на Екатерининском канале (дом 66), на Невском пр. - дом 110, дом 48 ("Пассаж") и с 1908 г. - дом 54. [2]

29 марта 1886 года фотографу было выдано свидетельство за №1507 о том, «что со стороны полиции не встречается препятствий для снятия фотографических видов столицы и окрестностей». Но при условии, чтобы при этом не образовывалось «скопления публики и экипажей». С той поры и начинается активная деятельность Карла Карловича, вначале как выездного фотографа, а потом уже и как «иллюстратора журналов». [1]

В то время начал появляться широкий спрос на сухие броможелатиновые пластины, позволявшие снимать как на длительных, так и на коротких выдержках.
Булла наладил фабричное производство таких пластин и продавал их не только в столице, но и за ее пределами. В одной из реклам было написано: «Фотографическая лаборатория К. Булла. С-Петербург, Невский проспект, 110. Специальность: фабричное производство фотографических сухих пластинок». Через оптовую фирму «Лиман и Рикс» велась продажа пластин в другие города России. [1]

Увлечение репортажной съемкой началось в 1894 г., когда Министерство внутренних дел разрешило использование бланков открытых писем частного изготовления в стандарте Всемирного почтового союза. Уличная съемка стала весьма прибыльной. Карл открывает типографию для печати открыток и начинает работать в жанре фоторепортажа. [1]

Приложением в №2 «Русского фотографического журнала» за 1895 г. опубликовано фото Буллы «Лес»; там же, с. 36: «Негатив изготовлен нашим известным фотографом и фабрикантом К. К. Булла. Объектив Штейнгеля, широкоугольный (V серия), диафрагма f/7, пластинка собственного изготовления... В последнее время броможелатинные пластинки лаборатории К. К. Булла были превосходны, и мы крайне сожалеем, что К. К. Булла закрыл свою лабораторию как раз тогда, когда производство пластинок было уже доведено им до известной степени совершенства. Не везёт русским фабрикантам пластинок!». Приложение к №7 РФЖ-95 – также указано, что пластинки собственного приготовления Б. (с. 151). [1]

В 1896 г. Карл Карлович Булла получил звание “фотограф Императорского Двора” и специальный знак “фотограф Санкт-Петербурга”, а таже заказ на фотографирование юбилейных торжеств по случаю празднования 200-летия Санкт-Петербурга в 1903 г. [1]

6 сентября 1904 г. К. К. Булле было выдано специальное свидетельство за № 15705 от Главного Морского Штаба, разрешающее производить съемку «во время маневров, смотров, учений, спусков и закладок судов и вообще всех событий, касающихся морской жизни». Свидетельство Главного Штаба Военного министерства позволяло Карлу Булле «производить фотографические съемки на маневрах и учениях войск гвардии и Петербургского военного округа». [1]

6 сентября 1904 г. Б. было выдано специальное свидетельство за № 15705 от Главного Морского Штаба, разрешающее производить съемку «во время маневров, смотров, учений, спусков и закладок судов и вообще всех событий, касающихся морской жизни». Свидетельство Главного Штаба Военного министерства позволяло Б. «производить фотографические съемки на маневрах и учениях войск гвардии и Петербургского военного округа». С 16 августа 1904 г. ему было выдано разрешение снимать «виды: К. Булла, С.-Петербург, 1) Невский пр., 48, Пассаж, 2) Садовая, 51, против столицы, а также торжества в Высочайшем присутствии», то есть снимать особ царствующего дома. [1]

Известно, что Булла занимался благотворительной деятельностью в Ведомстве учреждений императрицы Марии Федоровны. В августе 1904 г. он стал попечителем Мариинской школы глухонемых и неоднократно снимал повседневную жизнь школы. В этом же году он предложил Всероссийскому Обществу Красного Креста «безвозмездно производить фотографические снимки санитарных поездов, различных обозов, грузов, транспортов, фургонов, санитарных отрядов». Б. обязывался доставлять снимки Красному Кресту для составления альбомов, что и выполнял на протяжении всех последующих лет. [1]

В 1908 г. Б. купил помещение по Невскому пр. в д. № 54. На Невском проспекте, 110, Б. владел маленьким съемочным павильоном, состоявшим из 2-х небольших комнат. Последнее фотоателье известного петербургского фотографа было оборудовано по последнему слову техники, с купеческой роскошью. Оно было самым респектабельным и очень популярным среди петербуржцев и гостей столицы. Сфотографироваться у «знаменитого Буллы» хотели многие, фотоателье было переполнено заказами. Сюда спешили чиновники и гимназисты, военные и студенты, гусары и фрейлины, ученые и композиторы, художники и артисты. Да и как не зайти, если в рекламном объявлении сообщалось: «В павильоне производятся: портреты и группы с натуры. Увеличение портретов с визитных или кабинетных карт, в какой угодно форме. Переснятие копий с визитных или кабинетных карточек, картин, гравюр, рисунков. Съемка всяких технических предметов для клише, кои легко могут быть доставлены в павильон». [1]

В 1909 г. Булла организовал Товарищество «Аполлон» по производству хроникальных и видовых фильмов (Энциклопедия Санкт-Петербурга). [1]

В 1910 г. Б. получил звание потомственного гражданина, он стал поставщиком Двора короля Сербии, спустя два года — поставщиком Двора великой княгини Марии Павловны. [1]

Получил похвальный лист от Министерства торговли и промышленности на 1-й Международной воздухоплавательной выставке в апреле 1911 г. в Спб «за популяризацию воздухоплавания помощью фотографии». [1]

Б. фотографировал (и репродуцировал) для коллажа с портретами Великих князей и Императоров России с 862 по 1862 г. (издание Р. Шварца, Спб). [1]

11 февраля 1912 г. по Высочайшему соизволению предоставлено звание поставщика Двора Ея Императорского Высочества Великой Княгини Марии Павловны. [1]

Похвальный лист от Министерства торговли и промышленности – за разнообразные снимки, иллюстрирующие события современной жизни – на 2-й фотовыставке журнала «Фотографические новости» в 1912 г. [1]

Любимым местом отдыха Б. был остров Эзель (Саарема), где он много снимал этнографические сюжеты. [1]

Основал ателье «Съёмки на злобу дня», публиковался в «Ниве», «Вохе» (Берлин), «Иллюстрасьон» (Париж). [1]

В 1917 г. с женой уехал за границу – в Эстонию. [1]

После отъезда К. К. Буллы его сыновья Александр и Виктор сохранили негативы отца. На основании постановления ВЦИК и Совета Народных Комиссаров РСФСР от 28 января 1929 года, и Постановления Президиума Ленинградского Совета от 29 апреля 1929 года из семьи Булла начали поступать негативы в Ленинградское областное архивное бюро. Передача материалов длилась до 1938 года. В архив поступило более 130 тысяч негативов, из которых почти половина создана К. К. Буллой или при его участии. [1]

Умер в 1929 г. на острове Эзель (Сааремаа). [2]

Библиография:

1 – Музей Российской фотографии. http://museumart.ru/photo/collection/19/f_6dhqdg/f_6dnnzj/

2 - Автономная некоммерческая организации по созданию, поддержке и развитию историко-культурной электронной энциклопедии и библиотеки "Руниверс" прои поддержке ОАО “ТрансНефть” http://www.runivers.ru/lib/authors/author18949/

Литература, использованная в источнике №2:

Никитин В.А. Рассказы о фотографах и фотографиях. Л., 1991. С. 71-91; Бархатова Е.В. Карл Булла. Государственная Дума // Второй Международный месяц фотографии в Москве. Фотобиеннале №98. М., 1998. С. 160; Санкт-Петербург. 1903 г. в фотографиях Карла Буллы: кат. выст. СПб., 2003; Бархатова. С. 361-362.

Заявитель: санкт-петербургское отделение «Деловой России»

Есть дополнительная информация?
Партнёры