Совместный проект
Главная » «100 великих предпринимателей России» » Номинанты » Головкин Константин Павлович
Об акции Принять участие Полный список номинантов Сроки проведения Номинанты

Головкин Константин Павлович

Самарский купец, художник, краевед, археолог, деятель культуры. Владелец первого в Самаре автомобиля. Фотограф-любитель. Владелец художественного магазина, издатель открыток с видами Самары, Волги, Жигулей.

Родился в Самаре в купеческой семье. Учился рисованию в реальном училище у Н.А. Храмцова (ок.6 классов). В 1891 с Ф.Е.Буровым организовал самарский кружок любителей искусства, участвовал в выставках, показав с 1891 по 1916 около 170 своих работ. Г. – основоположник самарской пейзажной школы живописи. Он инициатор создания художественного отдела при самарском Публичном музее (1897), составления обращения к  художникам России с призывом передать произведения для нового отдела. В 1908-09 по своему  проекту (с участием архитектора В.В.Тепфера) построил «Дачу со слонами» в стиле модерн на берегу Волги. В 1918, опасаясь репрессий, уехал из Самары с семьёй в Иркутск. В декабре 1918 – январе 1919 совершил поездку в Маньчжурию и Японию, где собирал произведения искусства для самарского музея. В 1922 возвратился в Самару, передав коллекцию восточного искусства, археологических и этнографических находок музею. В последние годы жизни работал архивистом в самарском губернском архиве. В СХМ хранятся 5 картин Г.: «Последний снег. Осокори» (1895), «Переправа в Жигулях» (1901), «Зимнее солнце» (1906) и др., а также альбом этюдов и папка рисунков, переданных в дар автором.

Сфера деятельности: Торговля: в 31 год получил в наследство от отца магазин и объявил себя самарским второй гильдии купцом. В фирменном магазине Константина Головкина на улице Панской (Ленинградской, 34) было все необходимое для рисования и живописи. К 1917 году состояние Головкина оценивалось в 2 миллиона рублей - огромной, по тем временем, суммой. Однако его коммерческая деятельность лишь небольшой частью жизни Головкина. И не самой важной для него.

Известно, что Константин начал рисовать, еще не умея говорить. Он умудрялся рисовать на всем, что попадалось под руки, - на полу, на стенах, на заборах, на земле - мелом, углем, карандашом, красками.

Еще детстве, работая в магазине, каждую свободную минуту Константин убегал на Волгу рисовать. К волжским пейзажам он обращался в течение всей своей жизни. К двадцати годам Константин Головкин уже слыл неплохим живописцем, а в зрелом возрасте стал одним из крупных художников Самары. За свою не очень долгую жизнь он написал более двухсот крупных полотен и сделал около двух тысяч рисунков и эскизов. Головкин перепробовал почти все известные способы живописи. Рисовал карандашом, пастелью, акварелью, тушью, маслом, делал гравюры, увлекался художественной чеканкой по металлу, занимался художественной аппликацией и моделированием, создал уникальный альбом виньеток. С карандашом и альбомом он не расставался никогда.

С 1891 по 1916 год Головкин устроил 19 выставок, на которых продемонстрировал 170 произведений.

Благотворительность: В 1897 году Городской публичный музей в Самаре получил отдельное помещение и возможность развернуть солидную экспозицию. Но у музея не было художественного отдела. Инициатором его создания стал Константин Павлович Головкин. Совместно с городским головой Петром Александровичем Араповым разослал сотни писем наиболее известным русским художникам с просьбой подарить самарскому музею свои работы.

На эти письма откликнулись около двадцати живописцев, приславших в дар музею свои полотна и рисунки. Коллекция художественного отдела уже к 1911 году насчитывала более сотни произведений искусства, в том числе - картины замечательных мастеров Бориса Кустодиева, Василия Перова, Михаила Нестерова, Константина Юона. Со временем передал сюда свои новые картины и этюды сам Головкин. А кроме того, позднее он передал сюда свою уникальную коллекцию монет и множество других предметов.

В 30-х годах XX века художественный отдел выделился в самостоятельный Самарский художественный музей, основателем которого по праву можно считать Константина Павловича Головкина.

Десять лет Константин Павлович «пробивал» в Городской Думе идею создания Дворца науки и искусства - с библиотекой, художественным музеем, залами для научных занятий и даже обсерваторией. Вход сюда предполагалось сделать бесплатным. Головкин был готов передать на создание Дворца 600 тысяч рублей. С единственным условием - дать ему возможность занимать должность хранителя в художественном музее. Идея не была реализована. Более того, Константин Павлович попал под негласный надзор полиции за вольнодумство. 

Заявитель: самарское отделение «Деловой России»

Есть дополнительная информация?
Партнёры