Совместный проект
Об акции Принять участие Полный список номинантов Сроки проведения Номинанты

Гуллет Гектор Иванович

Инженер-механик, один из пионеров пароходостроения на Урале и в Западной Сибири, английский подданный.

Обосновался в России в середине 1840-х годов. Первоначально работал в фирме «Гакс и Тет». В 1853 году стал совладельцем завода П.В. Гакса в Екатеринбурге, а с 1858 года – и в Кунгуре. В 1858 году создал собственный судостроительный завод в Перми, а в 1860 году – машино- судостроительный и литейный завод в Тюмени. К началу 1860-х годов постройки Мельковской механической фабрики обветшали.

Компаньоны, у которых к этому времени успешно развивались собственные предприятия, не желали вкладывать деньги в ремонт заведения. Поэтому 21 июня 1865 года фабрика в Екатеринбурге была остановлена10 . Впоследствии её владелец П.Э. Тет наладил здесь пивоваренное производство. В 1858 году П.В. Гакс и Г.И. Гуллет основали механическое заведение в Кунгуре. (В литературе встречаются различные его наименования: «Механическое заведение Гакса»11, «Чугуно-литейный и механический завод Гакса в Кунгуре»12 , «Механический в Кунгуре завод Гакс и Гулет преемник Тета»13 – С.М.) Для устройства предприятия Гуллет арендовал по договору от 16 мая 1858 года у Кунгурского городского общества на 99 лет обширное пустопорожнее место в засылвенской части города, на берегу реки Шаква. (28 февраля 1863 года эта территория на тех же условиях была передана П.В. Гаксу14). В связи с тем, что Г.И. Гуллет в этот период был занят строительством своего завода в Перми, обустройством предприятия в Кунгуре руководил в основном П.В. Гакс. Собрав мастеровых из разных мест, при самых малых денежных средствах и ограниченном кредите15 талантливый инженер в короткий срок возвёл в устье Шаквы заводские корпуса. Более 35 тысяч рублей было затрачено на строительство «обширного» механического заведения, каменной литейной и других зданий на территории завода. В цехах были установлены самые современные станки и механизмы: паровые с котлами, воздуходувные, вагранки, горны, паровой молот, приводы… Кроме того, на три тысячи рублей серебром были закуплены различного рода инструменты и вспомогательные приборы16 . В газетах тем временем стали появляться рекламные объявления: «Великобританские подданные Гакс и Гуллет, имеющие механические заведения, первый в Кунгуре, второй в Екатеринбурге, принимают заказы на устройство пароходов, паровых машин и пр.»17. «Заведение может принять заказ на постройку 4-х железных пароходов мощностью от 4 до 120 лошадиных сил»18 . По свидетельству Х. Мозеля, в 1859 году при заводе Гакса в Кунгуре состояли 3 мастера и от 150 до 200 рабочих. На их содержание было израсходовано 18200 рублей. В течение года на предприятии изготовили два железных парохода на сумму 100 тыс. рублей. На производство было употреблено материалов на 68500 руб., угля на 5 тыс. руб., разных мелочных припасов на 6 тыс. руб. Кроме того, 3300 рублей затратили на содержание и ремонт строений. Таким образом, чистая прибыль предприятия составила 10 тыс. рублей. В 1860 году ценность годового производства была равна 70 тыс. рублей.

Верфи Гуллета сохранились и доныне на левом берегу реки Туры. Гектор Гуллет перебрался в Россию из Англии в 1830-х годах, разочаровавшись в возможности создать новый бизнес в родных краях. Законы Российской империи того времени благоприятствовали иностранному капиталу и рабочей силе, строились на полном равенстве подданных Российской империи и иностранных граждан. Гектор Гуллет и его компаньон Константин Гакс, обрусевший немец, построили судостроительные верфи в Кунгуре и Екатеринбурге. В 1860-1863 годах Гуллет со своим заводом перебрался в Тюмень, выдал свою дочь за местного предпринимателя Константина Лонгинова. Вскоре, в 1866 году, Гуллет скончался, но его фирма под руководством Гакса и Лонгинова некоторое время продолжала процветать, пока не угасла в 1874 году, разорённая конкурентами.

В 1863 году на левом берегу реки Туры, в 7 километрах от города Тюмени близ деревни Мыс английским подданным Гуллетом была основана небольшая слесарная мастерская и кузница для производства машинных частей и для сборки корпусов пароходов, получаемых из Екатеринбурга. Гуллет Гектор Иванович, инженер-судостроитель, один из основателей судостроительной и машиностроительной компании в крае. Он первым в Сибири перешел от кустарного производства судов к промышленно-поточному, стал строить железные баржи и корпуса судов, паровые машины.

За период 1869 – 1871 годов заводом были выпущены пароходы мощностью 60 лошадиных сил, пароход «Заря» мощностью 120 лошадиных сил и металлическая плавучая тюрьма для перевозки арестантов. Первые пассажирские пароходы за Уралом были построены на заводе Гуллета, плавали в бассейнах рек Сибири, в Охотском и Карском морях. Именем Гуллета был назван один из первых пассажирских пароходов с колесно-лопастным движителем, построенным в Тюмени по американскому типу.

Уже в 1871 году на выставке промышленных изделий в Тюмени завод Гуллета представил 43 вида своих изделий. Среди экспонатов, их насчитывалось 3894 - всеобщее внимание привлекли изделия завода на Мысу. На этой выставке демонстрировал свои изобретения умелец-механик Сибири

Памятник "Первому судостроительному заводу в Сибири". В 1863 году в Тюмени основан первый судостроительный завод в Сибири, действующий и сейчас. Композицию составляют: инженер Гектор Гуллет, организовавший в городе механические мастерские, и купца Игнатова, основателя Товарищества Западно-Сибирского пароходства и торговли.

Источник 

Заявитель: журнал "Тюмень"

Есть дополнительная информация?
Партнёры