Совместный проект
Об акции Принять участие Полный список номинантов Сроки проведения Номинанты

Мальцов Сергей Иванович

Родился в 1810 году в семье орловского помещика, крупного землевладельца ивладельца фабрик Ивана Акимовича Мальцова и Капитолины Михайловны Вышеславцевой (в первом браке(развод) была замужем за поэтом Василием Львовичем Пушкиным, родным дядей Александра Сергеевича Пушкина). У Мальцовых был еще сын Василий (1807—1832) и дочь Мария (1808—1897), в замужестве за П.Н.Игнатьевым.

О детских и юношеских годах С. И. Мальцова сведений сохранилось не много. Известно, что начальное образование получил дома, после поступил в школу, где помимо гуманитарных наук усердно изучал механику, химию, физику и иностранные языки. Он прекрасно знал французский, английский, немецкий языки.

Как дворянин, Сергей Иванович достигнув определенного возраста, в силу обычая, должен был служить. Он поступил в гвардию, выбрав местом службы Кавалергардский полк. 1 июля 1830 года — произведен вкорнеты,10 апреля 1832 года — в поручики. В 1833 году по состоянию здоровья С.И. Мальцов, был уволен с военной службы. Однако отставка была недолгой и продлилась всего полтора года.

Во время этого перерыва С. И. Мальцов успел побывать за границей, где он познакомился с современным состоянием зарубежной механической промышленности. 15 июня 1834 года С. И. Мальцов вторично поступает на военную службу, он определен на должность адъютанта принца Петра Георгиевича Ольденбургского. Военная карьера Сергея Ивановича складывалась удачно, чему способствовало, расположение непосредственного начальника.

В мае 1836 г. Мальцов произведен в штабс-ротмистры, в декабре 1840 г. — в ротмистры и в апреле 1847 г. —в полковники. Мальцов С. И. принимает активное, деятельное участие в создании Императорского училища правоведения, инициатором создания которого был принц Ольденбургский. По поручению принца Ольденбургского, Мальцову С. И. поручено составление Устава и первоначальная организация училища. Некоторое время он исполнял обязанности директора училища.

В 1849 году Мальцов Сергей Иванович окончательно оставляет военную службу и выходит в отставку в чине генерал-майора. После выхода в отставку Мальцов посвятил себя управлению семейными промышленными предприятиями.

Предприниматель

В 1853 году, после смерти своего отца Ивана Акимовича, умершего в мае того же года от холеры, Сергей Иванович Мальцов становится крупнейшим землевладельцем, полновластным хозяином огромного промышленного района в центральной части Европейской России. В 1854 году Мальцов вступил в купеческое сословие, первую гильдию.

В наследство Мальцову достались хрустальная фабрика, несколько стекольных, свеклосахарных и маломощных железоделательных заводов. За время его предпринимательства были приобретены новые фабрики и заводы, организованы новые производства; изделия не только прочно завоевали российские рынки, но с большой охотой приобретались за границей. Для содержания и развития своих владений Мальцов в 1875 году учредил Мальцовское промышленно-торговое товарищество с правлением в Дятькове.

Еще в 1839 году с одобрения отца Сергей Мальцев на базе старого чугунного производства в Людинове,начало которому положили в середине XVIII века Демидовы, основывает рельсопрокатный завод. Мальцев создает также новые вспомогательные производства: кирпичное, смолокуренное, канатное, лесопильное, писчебумажное, водочное, развивает сельское хозяйство. Для улучшения стекольного дела открывается содовый завод и начинается техническое переоснащение предприятий. На них ставятся новые шлифовальные станки, приводимые в действие паровыми двигателями, сконструированными на мальцевских заводах, вводятся пескоструйная обработка стеклянных поверхностей и тиснение хрусталя с помощью механического пресса, созданного во Франции.

В 1841 году на Людиновском заводе, с одобрения Николая I, изготавливаются и поставляются рельсы для второй железной дороги России, Николаевской, по качеству рельсы не уступали зарубежным. После Синопской победы над турками С. И. Мальцев предлагал выстроить в сжатые сроки железную дорогу упрощенного типа на конной тяге из Екатеринослава в Крым, используя рельсы, приготовленные для строительства Варшавской железной дороги, всего в семь месяцев и только за 7 млн рублей. Но проект не был принят из-за противодействия главного управляющего путей сообщения графа Клейнмихеля.

В 1854 году, в разгар Крымской войны, правительство обратились к Мальцеву с предложением выстроить железную дорогу на прежних условиях. Но обстоятельства настолько изменились, что построить дорогу в такой короткий срок и за такие малые деньги было уже немыслимо. Не имея возможности проложить железную дорогу, но желая, как истинный патриот, оказать помощь родине, С. И. Мальцев взял на себя поставку пушечных лафетов в Крым по более низкой цене.

В мальцовском заводском округе на землях Калужской, Орловской и Смоленской губерний трудились 100 тысяч человек, производя машины всех видов, стройматериалы, мебель, сельхозпродукты и т. д. Там даже ходили свои деньги, была своя полиция, своя железная дорога в 202 версты и своя система судоходства. Соцпакет работников опережал все и российские, и западные нормы. На «горячих» участках рабочий день был восьмичасовой. Рабочие получали квартиры на 3—4 комнаты в добротных деревянных или каменных домах; за хорошую работу «жилой» долг порядка 500 рублей по тем деньгам с них списывался. Топливо и медобслуживание для всех были бесплатными. В школах для мальчиков и девочек кроме всего преподавались пение и рисование, а желавшие учиться дальше шли в пятилетнее техническое училище — «мальцовский университет». Его выпускники обычно становились директорами и управляющими на мальцовских предприятиях.

В 1874—1875 годах Мальцов по заказу Департамента железных дорог заключил договор на изготовление в течение шести лет 150 паровозов и 3 тысяч вагонов, платформ и угольных вагонов из отечественных материалов. В новое дело С. И. Мальцов вложил более двух миллионов рублей, были построены мастерские, выписаны из Европы машины, построены печи Сименса для выплавки рессорной стали (ранее в России не производившейся), приглашены мастера во главе с французскими инженерами Фюжером и Басоном. И в этот момент чиновники из Департамента железных дорог разместили заказы за границей, ничем такого поступка не мотивируя. Таким образом, на складах Мальцова к 1880 году оказалось готовой продукции на сумму 1,5 миллиона рублей. Для того чтобы как-то поддержать дело, Мальцов заложил свои крымские имения.

Жена Мальцова, оставшаяся с детьми в Петербурге, получавшая самое приличное содержание и не пропускавшая ни одного придворного бала, стала распускать слух, что ее муж сошел с ума. «Поет в мужицком хоре, тратит на этих мужиков все деньги». В 1882 году Мальцова объявили сумасшедшим. Вначале 1883 года по дороге из Людиново в Дятьково Мальцов разбился и с тяжелой черепно-мозговой травмой полгода лечился. Тем временем его семья добилась через суд признания его недееспособным и лишила прав собственности на промышленные предприятия.

Последние годы

Сергей Иванович Мальцов навсегда отошёл от дел в 1884 году. Он переехал в свое крымское имение Симеиз (в центре которого сегодня находится парк им. Мальцова), где занялся садоводством, выпустил второе издание писем Либиха, напечатал свои проекты 40-х годов об обеспечении народа на случай голодовок, а во время голода 1891 года написал несколько статей по этому вопросу.

21 декабря 1893 года, во время поездки в Санкт-Петербург, Сергей Иванович Мальцов умер от удара. Тело его было перевезено в село Дятьково, где и погребено в фамильной усыпальнице.

Семья

Старшие дети С.И.Мальцова,1851/1852 года.

Был женат на княжне Анастасии Николаевне Урусовой (1820—1894), дочери Николая Юрьевича Урусова(1764—1821) от брака с Ириной Никитичной Хитрово (1784—1854). Имели детей:

• Капитолина Сергеевна (1839 — после 1918), поэтесса, прозаик, переводчица и журналист. В первом браке с 1859 года была замужем за князем Н. В. Мещерским, после развода, в 1872 году, вышла замуж за французского банкира Ш. Дориана. Ее дочь — Дора Шарлотта Дориан (1875—1951) вторым браком стала женой внука В.Гюго.

• Мария Сергеевна (1842—1904), с 1863 года была замужем за князем Леонидом Дмитриевичем Урусовым(1835—1885). После назначения Урусова на место вице-губернатора Тулы жена объявила ему, что жить в России не может, и уехала в Париж. Была дружна с И. С. Тургеневым.

• Сергей Сергеевич (1845—1908), генерал-майор.

• Иван Сергеевич (1846—1920), полковник, флигель-адъютанат, генерал от инфантерии в отставке с 1905года. Был женат на баронессе Екатерине Александровне Остен-Дризен (1853 — после 1920). Был расстрелян в Крыму, в 1920 году вместе с сыном Сергеем (1876—1920) и его женой Ириной Владимировной, урожденной Барятинской (1880—1920).

• Симеизской обсерватории в Крыму, одну из первых, открытых в ней, малых планет назвали «Мальцовией».

• Анастасия Сергеевна (1850—1936), в первом браке с 1870 года была замужем за камер-юнкером графом В.В. Паниным, сыном министра юстиции В. Н. Панина, а во втором — за известным политическим и земским деятелем И. И. Петрункевичем, одним из учредителей кадетской партии. От первого брака у нее была дочь, графиня Софья Владимировна Панина.

Заявитель: смоленское отделение "Деловой России".

Есть дополнительная информация?
Партнёры