Совместный проект
Об акции Принять участие Полный список номинантов Сроки проведения Номинанты

Мамонтов Савва Иванович

Са?вва Ива?нович Ма?монтов родился 4 октября 1841 года в городе Ялуторовск, Тобольской губернии, ныне Тюменской область, в семье винного откупщика Ивана Фёдоровича Мамонтова и его жены Марии Тихоновны (Лахтиной).

Савва Иванович Мамонтов был человеком талантливым. Он занимался скульптурой, писал либретто для спектаклей, выступал в качестве актера и режиссера. Но главный его дар состоял не в этом. Мамонтов обладал удивительной способностью - разглядеть чужой талант задолго до того, как он становился очевидным для всех. Он был одним из первых представителей той славной плеяды российских купцов-меценатов, к которой принадлежали М. П. Боткин, И. А. Морозов, С. И. Щукин.

Отец Саввы Ивановича, Иван Федорович, служил в Ялуторовске по "откупной части". Самое примечательное в этом городе середины прошлого века то, что этот город был местом поселения декабристов; и Иван Фёдорович Мамонтов принадлежал к тем просвещенным сибирским купцам, кто помогал "политическим преступникам". Так что самые ранние впечатления Саввы Мамонтова связаны волнующими посещениями их дома ссыльными декабристами. И впоследствии в доме самого Саввы Ивановича, по свидетельству его сына, всегда поддерживался "особый культ" декабристов.

Отец Мамонтова развертывал широкое дело, и семья переезжала из одного города в другой, пока около 1850 года не обосновалась в Москве. Иван Фёдорович обладал тонким чутьем нового, пониманием потребностей экономического развития. Он был основателем акционерного железнодорожного общества, проложившего Московско-Ярославскую дорогу, участвовал в разработке первых нефтяных промыслов в Баку. Свойство улавливать новое унаследовал от отца его третий сын Савва, самый знаменитый из восьмерых детей купца Мамонтова.

Савва Мамонтов никогда не отличался особыми успехами в учебе. После смерти Марии Тихоновны Мамонтовой в 1852 году, он вместе со своим братом был отдан в гимназию и проучился там год без особых успехов. В августе 1854 года Савва вместе с двоюродными братьями был зачислен в Институт Корпуса горных инженеров, учащиеся которого получали как инженерные, так и военные знания. Савва демонстрировал хорошее поведение, однако имел черту увлекаться интересными ему предметами, игнорируя другие: так, быстро выучив немецкий язык и имея по нему отличные баллы, он получал двойки и тройки по латыни.

Из-за эпидемии скарлатины И. Ф. Мамонтов забрал сына в Москву, и Савва вернулся во Вторую гимназию, где учился ранее. Семья переехала в новый дом и приобрела имение Киреево (Химки). В 1856 году некоторые из получивших амнистию декабристов остановились в доме Мамонтовых.

С 1858 года Савва регулярно посещал театр и высказывал своё мнение о постановках в дневнике. Семья Саввы устраивала вечера, где проводились обсуждения спектаклей и книг, пение, музицирование.

В 1860 году Савва не выдержал экзамена по латыни и был зачислен на повторное обучение, что тяжело переживалось и им, и его отцом. Латынь за Савву сдал другой юноша, а сам Савва поступил в Петербургский университет, переведясь затем на юридический факультет Московского университета.

Иван Фёдорович Мамонтов занялся строительством железных дорог. Летом 1863 года была запущена Московско-Троицкая железная дорога, при которой Иван Фёдорович был избран членом правления. Савва же всё больше увлекался театром, вошёл в театральный кружок. Отец Саввы с тревогой относился к праздным увлечениям сына. Сам Савва всё хуже учился в университете.

Видя это, Иван Фёдорович Мамонтов решил отправить Савву по делам Закаспийского товарищества (он был одним из его основателей) в Баку. Осенью 1863 года Савва Мамонтов стал руководить центральным Московским отделением товарищества.

В 1864 году Савва посетил Италию, где начал брать уроки пения. Там же он познакомился с дочерью московского купца Григория Григорьевича Сапожникова — Елизаветой, через год ставшей его женой. Семья Сапожниковых занимала высокое положение в обществе, и согласие на брак было подтверждением прочности позиций Мамонтовых. Елизавете было около 17 лет, она не отличалась особой красотой, но любила читать, пела, много занималась музыкой. Молодая семья поселилась в доме на Садовой-Спасской улице, купленном отцом Саввы Мамонтова. Этот особняк неоднократно перестраивался.

И. Ф. Мамонтов был крупным акционером и директором общества Московско-Ярославской железной дороги, возглавляемого Ф. В. Чижовым (1811—1877). Ранее Чижов был профессором математики Петербургского университета. Он был знаком со многими писателями и художниками и сыграл в жизни Саввы большую роль.

В 1869 году после смерти Иван Фёдорович Мамонтов Чижов активно втягивал Савву в самостоятельную предпринимательскую деятельность, и в 1872 году по его рекомендации Савва занял пост директора общества Московско-Ярославской железной дороги. Савва избирается гласным Городской думы и действительным членом Общества любителей коммерческих знаний, становится признанным членом московского купечества.

В 1876 году государство назначило конкурс на проведение Донецкой каменноугольной железной дороги. Соискатели обязаны были предоставить проект и смету. Савва Мамонтов выиграл торги. В 1882 году строительство Донецкой каменноугольной железной дороги полностью завершилось, после чего она была выкуплена государством.

В начале 1890-х годов правление Московско-Ярославской железной дороги приняло решение продлить дорогу до Архангельска, что соответствовало увеличению протяжённости дороги почти в два раза. Савва Мамонтов считал данную дорогу необходимой стране и строил её практически без финансовой заинтересованности.

Мамонтов был чужд государственных наград, однако министр финансов С. Ю. Витте добивался для него и престижных званий и даже ордена Владимира 4-й степени.

Савва Мамонтов активно поддерживал различные виды творческой деятельности, заводил новые знакомства с художниками, помогал организациям культуры, устраивались домашние спектакли, даже организовал на сцене театра Солодовникова частную оперную труппу (1885; частные труппы были разрешены с 1882).

Савва и его жена Елизавета Григорьевна решили приобрести свой дом за городом (Киреево было унаследовано старшим братом). Узнав, что продаётся усадьба писателя С. Т. Аксакова, супруги осмотрели дом в Абрамцево (1870). Несмотря на его плохое состояние, из-за живописной местности вокруг и архитектуры дома Мамонтовы приобрели усадьбу (за 15 тысяч рублей, на имя жены). Мамонтовы неоднократно перестраивали дом и благоустраивали усадьбу.

Елизавета Григорьевна Мамонтова, стремясь улучшить положение местных крестьян, организовала первые в округе больницу (1873) и школу (1874). При школе была открыта столярная мастерская (1876) с целью предотвратить уход сельской молодежи на заработки в город. Эти постройки, располагавшиеся к северо-западу от усадьбы, получили название «Культурный поселок» и также не дошли до нашего времени.

В 1870—1890 годах имение Абрамцево стало центром художественной жизни России. Здесь подолгу жили и работали русские художники (И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В. М. Васнецов, В. А. Серов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, В. Д. Поленов и Е. Д. Поленова, К. А. Коровин) и музыканты (Ф. И. Шаляпин и другие). Многим художникам Мамонтов оказывал существенную поддержку, в том числе и финансовую, но не занимался коллекционерской деятельностью. Здесь, на "лучшей в мире даче", по выражению И. Е. Репина, сложилась первая в истории России художественная колония, которая объединила единомышленников - энтузиастов нового искусства. В этом смысле Абрамцево с его культом универсализма художника, с его мастерскими, где производили предметы прикладного искусства, мебель, детали архитектурного оформления, может служить исторической параллелью таким явлениям европейской культуры, как Понт-Авен во Франции или Ворпсведе в Германии. Мамонтовский кружок выразил очень характерную черту времени - тенденцию к созданию целостной художественной среды.

В 1887 году В. А. Серов написал в Абрамцеве свой самый знаменитый портрет "Девочка с персиками". Редко какое произведение российской живописи обладает столь счастливым сочетанием профессионального артистизма и живого непосредственного чувства. Возможно, оно возникло в этом портрете благодаря прелести и обаянию самой модели - Веруши Мамонтовой, любимой дочери Саввы Ивановича. Но, несомненно, и то, что хрупкое равновесие света, цвета и воздуха в портрете, ощущение гармонии мироздания могли быть достигнуты художником только в особой атмосфере дома Мамонтова. Заслуга хозяина дома состояла в том, что он предоставлял художникам уникальную возможность свободного, не скованного академическими условностями, спешкой и материальными заботами творчества.

"Твой дом, как и сердце Твое, был открыт для всех нас. И мы тянулись туда, как растение к теплу. Не Твое богатство манило нас ..., а то, что в Твоем доме мы, художники, чувствовали себя объединенными, отогретыми, бодрыми духом". Так писал в самом конце XIX века известный российский скульптор Марк Антокольский о Савве Мамонтове.

Хотя культурная деятельность Мамонтова была многим неприятна, даже родственникам, уж не говоря о директорах железной дороги, инженерах.

В 1890-х годах Савва решает создать объединение промышленных и транспортных предприятий. Были куплены и арендованы несколько заводов, однако они нуждались в модернизации и требовали огромных капиталовложений. Уследить за их использованием было очень трудно, и часть средств просто разворовывалась.

Средств становилось всё меньше. В августе 1898 года Мамонтов продал 1650 акций Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги Международному банку и получил специальную ссуду под залог акций и векселей, принадлежащих ему и его родственникам. Это был очень рискованный шаг, который закончился полным крахом Мамонтова. Савва переводил деньги для объединения и реконструкции заводов со счетов других предприятий, что было уже нарушением закона.

Мамонтов надеялся покрыть расходы путём получения государственной концессии на постройку магистрали Петербург-Вятка, у него были и другие планы прокладки дорог, поддерживаемые С. Ю. Витте. В июне 1899 года Савва не смог расплатиться с Международным банком и другими кредиторами. Министерство финансов назначило ревизию. По некоторым источникам, ревизия была плодом интриг директора Международного банка А. Ю. Ротштейна и министра юстиции Н. В. Муравьёва. В любом случае государство было заинтересовано в получении дороги.

Прокурор Московского окружного суда А. А. Лопухин писал: «То самое министерство финансов, которое в лице его главы, С. Ю. Витте, только что выступило в качестве инициатора в вопросе о предоставлении названному обществу выгодной концессии (на строительство дороги Петербург—Вятка — примечание), выступило в лице того же С. Ю. Витте с требованием об отобрании у него этой самой концессии и о принятии мер, которые были сознательно направлены к финансовой гибели и железнодорожного общества, и крупных его акционеров». Несомненно, С. Ю. Витте, до некоторого момента находившийся в дружеских отношениях с Мамонтовым, резко поменял свою позицию.

Савва ещё мог распродать имущество и погасить задолженности, но дело было доведено до суда: сам Мамонтов был арестован и посажен в Таганскую тюрьму, его имущество описано. В газетах циркулировали слухи об огромных хищениях средств. Несмотря на все усилия друзей Мамонтова и положительное мнение рабочих, Савва несколько месяцев просидел в тюрьме. Освобождению Саввы Мамонтова сознательно препятствовали. Н. В. Муравьёв целенаправленно искал сведения о злоупотреблениях Мамонтова, но найти ничего не смог.

В тюрьме Савва лепил скульптуры охранников и по памяти. Известный адвокат Ф. Н. Плевако защищал в суде Савву Мамонтова, свидетели говорили о нём только хорошее, а следствие установило, что Савва не присваивал денег. Присяжными Мамонтов был оправдан, зал суда был наполнен незатихающими аплодисментами.

Имущество Саввы Мамонтова было распродано почти полностью, многие ценные произведения ушли в частные руки. Несколько картин из его собрания приобрели Третьяковская галерея, Русский музей. Железная дорога ушла в государственную собственность по стоимости, значительно ниже рыночной, часть акций досталась другим предпринимателям, в том числе и родственникам Витте.

Все долги были погашены. Однако Мамонтов потерял деньги и репутацию и был уже не способен заниматься предпринимательской деятельностью. До конца жизни Савва сохранил любовь к искусству и любовь старых друзей — творцов.

Предприниматель по профессии, художник по призванию Савва Мамонтов умер 6 апреля 1918 года и был похоронен в Абрамцеве. На фоне событий, потрясавших страну, его смерть оказалась почти незамеченной.

"Твой дом, как и сердце Твое, был открыт для всех нас. И мы тянулись туда, как растение к теплу. Не Твое богатство манило нас ..., а то, что в Твоем доме мы, художники, чувствовали себя объединенными, отогретыми, бодрыми духом". Так писал в самом конце XIX века известный российский скульптор Марк Антокольский о промышленнике и покровителе искусств Савве Ивановиче Мамонтове.

Сегодня существуют следующие памятники Савве Мамонтову:

  • Памятники на привокзальных площадях Сергиева Посада (1999) и Ярославля (2008).
  • Памятник Савве Мамонтову в г. Сергиев Посад
  • Платформа Мамонтовская недалеко от Москвы (Ярославское направление).
  • Микрорайон Мамонтовка в городе Пушкино.
  • В честь Саввы Мамонтова был назван электропоезд ЭД4МК-0089.
  • В честь Саввы Ивановича названа шрифтовая гарнитура, основанная на плакатных шрифтах начала XX века.

Источники:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2,_%D0%A1%D0%B0%D0%B2%D0%B2%D0%B0_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

http://www.abramtsevo.net/history/2011-10-02-17-22-18.html

http://www.c-cafe.ru/days/bio/000175.php

Заявитель: журнал «Тюмень»

Есть дополнительная информация?
Партнёры