Мухаметрахим бин Исхак бин Юнус аль–Кариле
Юнусовы относятся к старейшим купеческим фамилиям Казани.
Родоначальник династии Мухаметрахим бин Исхак бин Юнус аль - Кариле (1743- ?) еще в восьмидесятые годы 18 века был приписан в казанское купечество из служилых татар Старотатарской слободы еще в период правления Екатерины II. Успешное занятие коммерцией, активная общественная деятельность и щедрая благотворительность позволили ему в 1793 году занять должность городского головы Татарской Ратуши.
В начале 19 столетия предприниматель становится известным и как крупный промышленник, владевший юфтовым заводом, продукция которого сбывалась в Средней Азии и городах Российской Империи.
Двое сыновей купца - Габделькарим (1767 - 1821) и Губайдулла (1776 - 1842) с успехом продолжили семейное дело, причем последний также, как и отец добился весьма высокого общественного положения, став дважды, сначала в конце 1820 гг., а затем в
Торговую славу семьи продолжили сыновья Г.М.Юнусова Ибрагим (1806-4.04.1886) и Исхак (1810 – 24.03.1884), до конца жизни имевшие нераздельный капитал. Братья сбывали по всей России, а также в Бухаре продукцию своих мыловаренного, свечного, юфтового заводов, бумаго-прядильной фабрики и многие другие товары.
Они являлись крупнейшими среди татарских предпринимателей владельцами недвижимости. Им принадлежало 5 каменных домов, 2 завода, 48 каменных и 12 деревянных лавок в Гостином Дворе, на Сенной площади и хлебном базаре в Казани. В Казанском уезде 200 десятин земли с козловым и юфтовым заводами, в Мамадышском уезде 2 мельницы, в Свияжском уезде 1500 десятин земли, в Уржумском уезде Вятской губернии 611 десятин леса и земли, мельница и бумажная фабрика, в г. Уржуме бумаго-прядильная фабрика.
Трижды: 28 мая 1844, 16 марта 1845, и 8 января 1854 он избирался Городским головой татарской Ратуши г. Казани, т.е. официальным лидером местных мусульман, гласным городской Думы (1871-1886) и т.д.
В 1844г. вместе с братом И.Г.Юнусов основал в Казани Мусульманский детский приют - первое в истории татарское благотворительное заведение, благополучно просуществовавшее до 1917. На его нужды братья пожертвовали 14 каменных лавок на Сенной площади и отстроили для приюта двухэтажный каменный дом на Екатерининской улице (ныне ул. Тукая, 89). Это первоклассное богоугодное заведение, второе по времени возникновения в истории Казани, после Николаевского детского приюта, быстро превратилось в предмет гордости не только местных мусульман, но и всего городского населения. Здесь ежегодно призревалось до 30 мальчиков сирот магометанского вероисповедания от 7 до 16 лет, которые получали бесплатную одежду и питание, неплохое по тем временам образование, включавшее в себя обучение основам веры, шариата, арифметике, арабскому, персидскому и русскому языкам, а также квалифицированную медицинскую помощь. Только на строительство приютских зданий, сначала большого деревянного, а после пожара 1871 года двухэтажного кирпичного домов, Юнусовы истратили в общей сложности 10 тысяч рублей. Кроме того, они пожертвовали приюту 14 родовых лавок на Сенной площади стоимостью в 5 тысяч рублей, ежегодный доход с которых в размере 1.400 рублей ассигнациями шел на содержание питомцев приюта.
Общественный резонанс, вызванный открытием мусульманского детского приюта, сделал Юнусовых известными в столичных правительственных кругах, что позволило им воспользоваться льготами, предусмотренными законодательством для крупных благотворителей. Именно за создание детского приюта Ибрагим Юнусов был награжден золотой медалью и орденом Святой Анны III степени, а его брат Исхак золотой медалью и орденом Святого Станислава III степени и другими государственными наградами.
Эти поощрения сыграли важную роль в присвоении братьям Юнусовым звания «коммерции советников», которое давалось «за оказанные Отечеству заслуги в распространении торговли, засвидетельствованные министром финансов» и соответствовало чину коллежского асессора.
Братья Юнусовы так и остались первыми и единственными в истории татарами-торговцами, удостоившимися подобного высокого звания.
В 1849г. Юнусовы по проекту архитектора Ломана построили в Казани здание «Сенной» мечети (ул. Кирова, д. 74/15) и являлись попечителями первой соборной мечети “Марджани”.
Здесь можно в качестве примера привести перечень наград только одного из братьев И.Г.Юнусова, который за неустанный труд на благо общества удостоился: 17 июля 1845 за пожертвования, оказанные в пользу детского приюта золотой медалью с надписью «За полезное» на Аннинской ленте; 2 февраля 1841 за поднесенный великой княжне Александре Александровне татарский костюм получил от нее бриллиантовый перстень; 20 октября 1848 за «общеполезные действия и пожертвования» И.Г.Юнусову объявлена от МВД благодарность; 6 мая 1851 купец награжден серебряной медалью, назначенной членам Биржевого комитета, торгующим при Санкт-Петербургском порту; 31 октября 1855 ему объявлена благодарность императора за пожертвование в «пользу морских чинов и семейств их, потерявших имущество в Севастополе» ;31 декабря 1856 император России подарил И.Г.Юнусову бриллиантовый перстень с рубинами за поднесенную им по случаю Священнейшего Коронования Их величеств, опочивальную обувь; за пожертвования на издержки войны 1853-1856 пособия раненым и семействам убитых предприниматель был удостоен бронзовой медали на Аннинской ленте; и наконец, 3 февраля 1859 его наградили орденом Святой Анны 3 степени за учреждение детского приюта. Впоследствии И.Г.Юнусов не раз становился обладателем государственных наград: орденов и медалей за бескорыстную благотворительность и общественную активность. В истории татарского народа купец остался как колоритная личность с непростым, противоречивым характером. Известный среди мусульман Казани под прозвищем «Озын Ибрай» («Высокий Ибрай»), он, по утверждению Дж.Валиди «был большой шутник, любил потешаться и подсмеиваться над шакирдами и вообще духовенством. В этом он находил особое удовольствие, за что и платил им весьма щедро».
Выдающийся татарский ученый-историк, богослов, имам-хатиб 1-é соборной мечети Ш.Марджани, не желавший мириться с диктатом и амбициями купца, вынужден был долгие годы остро конфликтовать с ним, защищаться от бесконечных преследований и гонений. Вообще, И.Г.Юнусов, трижды формально избиравшийся главой татарских слобод, тем не менее не пользовался особым уважением у местных жителей, хорошо знавших о его непомерном честолюбии и властности. Купец был женат на Бибимагруй Исхаковой. Детей они не имели.
Сыновья Исхака Юнусова - Мухаметрахим, Габделькарим(5.01.1851 - 1928), Габдельвали также являлись известными и влиятельными предпринимателями.
Габделькарим бин Исхак с детских лет проявлял интерес к богословским наукам. Он учился в египетском университете «Аль-Азгар» и в
Габдельвали Юнусов, хотя официально и не состоял в купеческом сословии, тем не менее являлся крупным коммерсантом. Он руководил Торговым Домом «Братья Юнусовы», занимавшимся оптовой продажей сала, шерсти, сырья, пушнины. Ежегодный оборот фирмы составлял 300000 рублей. Кроме того, он имел собственный магазин по комиссионной торговле этими же товарами с оборотом в 150000 рублей.
Таким образом, купеческая династия Юнусовых на протяжении полутора веков занимала ведущие позиции в торгово-промышленной жизни Казани и всего поволжского региона.
Есть дополнительная информация?