Совместный проект
Главная » «100 великих предпринимателей России» » Номинанты » Мухаметрахим бин Исхак бин Юнус аль–Кариле
Об акции Принять участие Полный список номинантов Сроки проведения Номинанты

Мухаметрахим бин Исхак бин Юнус аль–Кариле

Юнусовы относятся к старейшим купеческим фамилиям Казани.

Родоначальник династии Мухаметрахим бин Исхак бин Юнус аль - Кариле (1743- ?) еще в восьмидесятые годы 18 века был приписан в казанское купечество из служилых татар Старотатарской слободы еще в период правления Екатерины II. Успешное занятие коммерцией, активная общественная деятельность и щедрая благотворительность позволили ему в 1793 году занять должность городского головы Татарской Ратуши.

 В начале 19 столетия предприниматель становится известным и как крупный промышленник, владевший юфтовым заводом, продукция которого сбывалась в Средней Азии и городах Российской Империи.

Двое сыновей купца - Габделькарим (1767 - 1821) и Губайдулла (1776 - 1842) с успехом продолжили семейное дело, причем последний также, как и отец добился весьма высокого общественного положения, став дважды, сначала в конце 1820 гг., а затем в 1842 г. главой Татарской Ратуши. Он был женат на дочери купца первой гильдии Юсупа Исмагиловича Апанаева - Бибифатиме и имел двух сыновей и четырех дочерей. После смерти старшего брата Губайдулла бин Мухаметрахим стал опекуном его наследников и фактически контролировал огромное имущество, состоявшее из мыловаренного завода, домов и целого комплекса лавок на Сенном и Хлебном рынках города. Кстати, племянник купца Абдрашид бин Габделкарим не без помощи заботливого дяди вырос впоследствии в крупного предпринимателя, обладавшего капиталом в 3000000 рублей. К сожалению его потомки во второй половине 19 века уже не играли существенной роли в коммерческой жизни Казани и находились в мещанском сословии.

Торговую славу семьи продолжили сыновья Г.М.Юнусова Иб­ра­гим (1806-4.04.1886) и Ис­ха­к (1810 – 24.03.1884), до кон­ца жиз­ни имевшие не­раз­дель­ный ка­пи­тал. Бра­тья сбы­ва­ли по всей Рос­сии, а так­же в Бу­ха­ре про­дук­цию сво­их мы­ло­ва­рен­но­го, свеч­но­го, юф­то­во­го за­во­дов, бу­ма­го-пря­диль­ной фаб­ри­ки и мно­гие дру­гие то­ва­ры.

Они яв­ля­лись круп­ней­ши­ми сре­ди та­тар­ских пред­при­ни­ма­те­лей вла­дель­ца­ми не­дви­жи­мо­сти. Им при­над­ле­жа­ло 5 ка­мен­ных до­мов, 2 за­во­да, 48 ка­мен­ных и 12 де­ре­вян­ных ла­вок в Гос­ти­ном Дво­ре, на Сен­ной пло­ща­ди и хлеб­ном ба­за­ре в Ка­за­ни. В Ка­зан­ском уез­де 200 де­ся­тин зем­ли с коз­ло­вым и юф­то­вым за­во­да­ми, в Ма­ма­дыш­ском уез­де 2 мель­ни­цы, в Сви­яж­ском уез­де 1500 де­ся­тин зем­ли, в Ур­жум­ском уез­де Вят­ской гу­бер­нии 611 де­ся­тин ле­са и зем­ли, мель­ни­ца и бу­маж­ная фаб­ри­ка, в г. Ур­жу­ме бу­ма­го-пря­диль­ная фаб­ри­ка.

Три­ж­ды: 28 мая 1844, 16 мар­та 1845, и 8 ян­ва­ря 1854 он из­би­рал­ся Город­ским головой та­тар­ской Ра­ту­ши г. Ка­за­ни, т.е. офи­ци­аль­ным ли­де­ром ме­ст­ных му­суль­ман, глас­ным го­род­ской Ду­мы (1871-1886) и т.д.

В 1844г. вместе с братом И.Г.Юну­сов ос­но­вал в Ка­за­ни Му­суль­ман­ский дет­ский при­ют - пер­вое в ис­то­рии та­тар­ское бла­го­тво­ри­тель­ное за­ве­де­ние, бла­го­по­луч­но про­су­ще­ст­во­вав­шее до 1917. На его ну­ж­ды бра­тья по­жерт­во­ва­ли 14 ка­мен­ных ла­вок на Сен­ной пло­ща­ди и от­строи­ли для при­юта двух­этаж­ный ка­мен­ный дом на Ека­те­ри­нин­ской ули­це (ны­не ул. Ту­кая, 89). Это первоклассное богоугодное заведение, второе по времени возникновения в истории Казани, после Николаевского детского приюта, быстро превратилось в предмет гордости не только местных мусульман, но и всего городского населения. Здесь ежегодно призревалось до 30 мальчиков сирот магометанского вероисповедания от 7 до 16 лет, которые получали бесплатную одежду и питание, неплохое по тем временам образование, включавшее в себя обучение основам веры, шариата, арифметике, арабскому, персидскому и русскому языкам, а также квалифицированную медицинскую помощь. Только на строительство приютских зданий, сначала большого деревянного, а после пожара 1871 года двухэтажного кирпичного домов, Юнусовы истратили в общей сложности 10 тысяч рублей. Кроме того, они пожертвовали приюту 14 родовых лавок на Сенной площади стоимостью в 5 тысяч рублей, ежегодный доход с которых в размере 1.400 рублей ассигнациями шел на содержание питомцев приюта.

Общественный резонанс, вызванный открытием мусульманского детского приюта, сделал Юнусовых известными в столичных правительственных кругах, что позволило им воспользоваться льготами, предусмотренными законодательством для крупных благотворителей. Именно за создание детского приюта Ибрагим Юнусов был награжден золотой медалью и орденом Святой Анны III степени, а его брат Исхак золотой медалью и орденом Святого Станислава III степени и другими государственными наградами.

 Эти поощрения сыграли важную роль в присвоении братьям Юнусовым звания «коммерции советников», которое давалось «за оказанные Отечеству заслуги в распространении торговли, засвидетельствованные министром финансов» и соответствовало чину коллежского асессора.

Братья Юнусовы так и остались первыми и единственными в истории татарами-торговцами, удостоившимися подобного высокого звания.

В 1849г. Юну­со­вы по про­ек­ту ар­хи­тек­то­ра Ломана по­строи­ли в Ка­за­ни зда­ние «Сен­ной» ме­че­ти (ул. Ки­ро­ва, д. 74/15) и являлись попечителями первой соборной мечети “Марджани”.

Здесь можно в качестве примера привести перечень наград только одного из братьев И.Г.Юну­сова, который за неустанный труд на благо общества удостоился: 17 ию­ля 1845 за по­жерт­во­ва­ния, ока­зан­ные в поль­зу дет­ско­го при­юта зо­ло­той ме­да­лью с над­пи­сью «За по­лез­ное» на Ан­нин­ской лен­те; 2 фев­ра­ля 1841 за под­не­сен­ный ве­ли­кой княж­не Алек­сан­д­ре Алек­сан­д­ров­не та­тар­ский кос­тюм по­лу­чил от нее брил­ли­ан­то­вый пер­стень; 20 ок­тяб­ря 1848 за «об­ще­по­лез­ные дей­ст­вия и по­жерт­во­ва­ния» И.Г.Юну­со­ву объ­яв­ле­на от МВД благодар­ность; 6 мая 1851 ку­пец на­гра­ж­ден се­реб­ря­ной ме­да­лью, на­зна­чен­ной чле­нам Бир­же­во­го ко­ми­те­та, тор­гую­щим при Санкт-Пе­тер­бург­ском пор­ту; 31 ок­тяб­ря 1855 ему объ­яв­ле­на благодар­ность им­пе­ра­то­ра за по­жерт­во­ва­ние в «поль­зу мор­ских чи­нов и се­мейств их, по­те­ряв­ших иму­ще­ст­во в Се­ва­сто­по­ле» ;31 де­каб­ря 1856 им­пе­ра­тор Рос­сии по­да­рил И.Г.Юну­со­ву брил­ли­ан­то­вый пер­стень с ру­би­на­ми за под­не­сен­ную им по слу­чаю Свя­щен­ней­ше­го Ко­ро­но­ва­ния Их ве­ли­честв, опо­чи­валь­ную обувь; за по­жерт­во­ва­ния на из­держ­ки вой­ны 1853-1856 по­со­бия ра­не­ным и се­мей­ст­вам уби­тых пред­при­ни­ма­тель был удо­сто­ен брон­зо­вой ме­да­ли на Ан­нин­ской лен­те; и на­ко­нец, 3 фев­ра­ля 1859 его на­гра­ди­ли ор­де­ном Свя­той Ан­ны 3 сте­пе­ни за уч­ре­ж­де­ние дет­ско­го при­юта. Впо­след­ст­вии И.Г.Юну­сов не раз ста­но­вил­ся об­ла­да­те­лем го­су­дар­ст­вен­ных на­град: ор­де­нов и ме­да­лей за бес­ко­ры­ст­ную бла­го­тво­ри­тель­ность и об­ще­ст­вен­ную ак­тив­ность. В ис­то­рии та­тар­ско­го на­ро­да ку­пец ос­тал­ся как ко­ло­рит­ная лич­ность с не­про­стым, про­ти­во­ре­чи­вым ха­рак­те­ром. Из­вест­ный сре­ди му­суль­ман Ка­за­ни под про­зви­щем «Озын Иб­рай» («Вы­со­кий Иб­рай»), он, по ут­вер­жде­нию Дж.Ва­ли­ди «был боль­шой шут­ник, лю­бил по­те­шать­ся и под­смеи­вать­ся над ша­кир­да­ми и во­об­ще ду­хо­вен­ст­вом. В этом он на­хо­дил осо­бое удо­воль­ст­вие, за что и пла­тил им весь­ма щед­ро».

Вы­даю­щий­ся та­тар­ский уче­ный-ис­то­рик, бо­го­слов, имам-ха­тиб 1-é со­бор­ной ме­че­ти Ш.Мард­жа­ни, не же­лав­ший ми­рить­ся с дик­та­том и ам­би­ция­ми куп­ца, вы­ну­ж­ден был дол­гие годы ост­ро кон­флик­то­вать с ним, за­щи­щать­ся от бес­ко­неч­ных пре­сле­до­ва­ний и го­не­ний. Во­об­ще, И.Г.Юну­сов, три­ж­ды фор­маль­но из­би­рав­ший­ся гла­вой та­тар­ских сло­бод, тем не ме­нее не поль­зо­вал­ся осо­бым ува­же­ни­ем у ме­ст­ных жи­те­лей, хо­ро­шо знав­ших о его не­по­мер­ном чес­то­лю­бии и вла­ст­но­сти. Ку­пец был же­нат на Би­би­маг­руй Ис­ха­ко­вой. Де­тей они не име­ли.

Сыновья Исхака Юнусова - Мухаметрахим, Габделькарим(5.01.1851 - 1928), Габдельвали также являлись известными и влиятельными предпринимателями.

Габделькарим бин Исхак с детских лет проявлял интерес к богословским наукам. Он учился в египетском университете «Аль-Азгар» и в 1875 г. выдержав экзамен перед муфтием и заседателями Оренбургского магометанского духовного собрания получил свидетельство на право исполнять обязанности имам-хатиба. В 1880 г. Г-К.И. Юнусов начал коммерческую деятельность, заявив о капиталах по второй гильдии. Предприниматель торговал пушным товаром, одновременно получал доход со своих многочисленных домовладений. В одном из таких имений, в деревне Качимир купец построил в 1899 г. деревянную мечеть.

Габдельвали Юнусов, хотя официально и не состоял в купеческом сословии, тем не менее являлся крупным коммерсантом. Он руководил Торговым Домом «Братья Юнусовы», занимавшимся оптовой продажей сала, шерсти, сырья, пушнины. Ежегодный оборот фирмы составлял 300000 рублей. Кроме того, он имел собственный магазин по комиссионной торговле этими же товарами с оборотом в 150000 рублей.

Таким образом, купеческая династия Юнусовых на протяжении полутора веков занимала ведущие позиции в торгово-промышленной жизни Казани и всего поволжского региона.

Есть дополнительная информация?
Партнёры