Совместный проект
Главная » «100 великих предпринимателей России» » Номинанты » Яушев Абдулвали Ахметжанович
Об акции Принять участие Полный список номинантов Сроки проведения Номинанты

Яушев Абдулвали Ахметжанович

Абдулвали Ахметжанович Яушев один из самых заметных представителей династии предпринимателей и общественных деятелей, живших в Троицке в XIX – начале ХХ века. Основателем рода Яушевых был арский князь Явуш (Яуш-бий), командовавший отрядом конницы во время обороны Казани в 1552 году от войск Ивана Грозного. Перейдя в дальнейшем на военную службу Московскому царству, Яушевы сохранили княжеский титул. В «Писцовой книге Казани» среди горожан под 1568 годом упоминается «служилый татарин» Кадыш Яушев, что говорит о его особом положении, так как указом Ивана IV все татары были выселены из Казани. Племянник Кадыша – Семей Багишев сын Яушев в 1628 году грамотой царя Михаила Фёдоровича был пожалован на княжение[1]. Багиш имел обширные земельные владения по Алатской и Ногайской дорогам Казанского уезда.

В середине XVII века Яушевым принадлежали вотчины в восьми сёлах, а в 23-х они владели поместьями. Самым состоятельным помещиком был внук Багиша – Абдулла сын Дустамхамида[2]. Но его потомки потеряли княжеское звание, так как, начиная со второй половины XVII века, одним из условий вхождения в российское дворянство татарских мурз и биев был их переход в православие. Отказавшись сменить вероисповедание, Яушевы перешли в податные сословия (купечество и крестьянство). В конце XVIII века они проживали в Казани, Арском уезде Казанского и Бугульминском уезде Уфимского наместничеств. В 1784 году Екатерина II дозволила татарским князьям и мурзам пользоваться всеми преимуществами российского дворянства. Вероисповедание при этом уже не имело значения, нужно было лишь доказать своё «благородное» происхождение[3].

Потомок князя Яуша в восьмом поколении Гайса сын Мухаммат-Юсуфа приехал в г. Троицк из Казанской губернии. Вначале Гайса ходил с чужими караванами в Бухару, работал погрузчиком вьюков, потом завел в Троицке собственные лавки и начал торговлю мануфактурными товарами, в 1852–1859 годах открыл кожевенный и мыловаренный заводы, разбогател и стал купцом 1-й гильдии. В 1850-е годы избирался ратманом Троицкой городовой ратуши. В 1859 году вместе с девятью другими купцами он возбудил ходатайство о сооружении в Троицке за собственный счет нового каменного здания гостиного двора с галереей. В 1868–1870 годах им были построены здесь две каменные лавки. Гайса Юсуфович пожертвовал крупную сумму на строительство III каменной соборной мечети в г. Троицке. В 1864 году он перешел из 1-го во 2-й мусульманский приход Троицка и опекал эту мечеть до самой смерти в 1870 году. С этого времени наследственными попечителями храма и его учебных заведений стали потомки Гайсы (шесть сыновей и три дочери), которые и продолжили семейный бизнес. Среди них выделяется старший сын Ахметжан (1818–05.02.1875).

Он отделился от отца еще при его жизни, торговал с узбеками. Ахмеджан одним из первых оценил экономические возможности, открывшиеся после присоединения Средней Азии к России, и записался в ташкентские купцы 1-й гильдии. В 1870 году он купил в Троицке кожевенный завод и начал выделывать кожу сорта «булгари», после чего в том же году вместе с троицким ахуном А. А. Рахманкуловым совершил хадж в Мекку. У Ахметжана и его жены Сагидабану было семь детей: Абдулвали (12.03.1840–13.09.1906), Мухамматсадык (1845–1899?), Мухамматшариф (?–1906), Муллагали (1864–1926), а также дочери: Газиза, Магира и Магитап[4].

Именно дети и внуки Ахметжана своей предпринимательской и благотворительной деятельностью обеспечили известность фамилии Яушевых. Четыре сына Ахметжана продолжили активное освоение среднеазиатских рынков, наладив каналы поставки и сбыта, модернизировав производство, создав крупную торгово-промышленную группу, которая вошла в число признанных лидеров татарского национального капитала. Они основали Торговый дом «Братья Яушевы», которую возглавил старший из братьев Абдулвали Ахмеджанович Яушев. Фирма имела главную контору в Троицке, а также представительства в Москве и Варшаве, отделения в Челябинске и пос. Кочкарском Оренбургской губернии, городах Кустанай Тургайской области, Ташкент и Аулие-ата Сыр-Дарьинской области, Токмак Семиреченской области, на семи прилинейных и внутренних степных ярмарках: Звериноголовской, Карачельской, Николаевской, Тукманской, Тургайской, Усть-Уйской и Чумлякской, а также в китайском городе Кульджа.

Торговый дом вел крупную торговлю шерстью, салом, кожами, зерном, мукой, чаем и сахаром. Через разветвленную сеть, включавшую более 20 собственных оптово-розничных магазинов, реализовывались мануфактурные, галантерейные, кожевенные, железно-скобяные, парфюмерные, табачные, москательные, бакалейные и колониальные товары, ювелирные изделия, обувь и галоши, лекарства и прочее, на двух крупнейших ярмарках Российской империи Нижегородской и Ирбитской также сбывалась разнообразная мануфактура и меха. В 1895 году оборот Торгового дома братьев Яушевых только по продаже тканей составлял 4,3 миллиона рублей, из которых 1,5 миллиона рублей приходилось на их ташкентское отделение.

В начале XX века Торговый дом «Братья Яушевы» развернул широкомасштабное строительство новых типов торговых структур – универсальных пассажей, оборудованных по последнему слову техники с телефонной связью, автономными системами электрического освещения, паровым отоплением и подъемными машинами – прообразами современных лифтов: в Троицке, Челябинске, Кустанае, Ташкенте. Сооружение только одного четырехэтажного здания пассажа в г. Троицке обошлось Яушевым в 300 тысяч рублей, а численность его персонала доходила до 125 человек. Сегодня торговые дома Яушевых в Челябинске и Троицке являются памятниками культурного наследия федерального значения.

Часть реализуемых товаров производилась Яушевыми на собственных промышленных предприятиях. От отца к ним перешли кожевенный и мыловаренный заводы в Троицке, где в 1895 году 78 работников выпускали юфти, конской кожи, выростка, подошвенных кож и мыла на 216 019 рублей, а в 1908 году товара – на 388 143 рублей. Братья Яушевы приобрели в Троицке небольшую бойню и салотопню (в 1908 году произведено товаров на 2737 рублей), чаеразвесочную фабрику (в 1905 году продукции на 160 000 рублей), завели в Троицке и Токмаке Семиреченской области шерстомойные заведения. В 1891 году они открыли в Троицке крупную паровую мельницу с двигателем в 33 л.с., на которой в 1895 году выработали муки-крупчатки, манной крупы и отрубей на 115 737 рублей. Техническое перевооружение предприятия, установка более мощного двигателя на 250 л. с. позволили наладить выпуск пшеничной муки более тонкого помола и резко увеличить производительность до 800 414 рублей в 1908 году. В 1893 году купцы Яушевы устроили еще одну мукомольно-корьемольную мельницу на участке Подовином вблизи станицы Ключевской Троицкого уезда, которая обеспечивала кожевенный завод дубильными веществами и выполняла частные заказы на помолку зерна (в 1895 году продукции на 15 750 рублей). Участок включал обширные сельскохозяйственные угодья с посевами пшеницы, молочным стадом и конным заводом, на котором производился кумыс.

Предприниматели развивали переработку сельскохозяйственного сырья и в Средней Азии. В окрестностях Ташкента они разбили хлопковые плантации, а в 1888 году построили завод по очистке сырца в местечке Алинкент Ташкентского уезда, который первоначально работал на водяной силе (в 1895 году производство очищенного и прессованного хлопка на 25 203 рублей). Установка двигателя на 60 л. с. обеспечила рост производительности к 1910 году до 70 тысяч пудов хлопка на 170 тысяч рублей. По соседству, в местечке Кинсай,  при железнодорожной станции Келес, Яушевы организовали второй завод (в 1908 году там производилось очищенного хлопка на 126 400 рублей).

Братья Яушевы занимались разносторонней общественной деятельностью, жертвовали значительные средства на благотворительные цели, сооружение мечетей, финансирование существующих и открытие новых учебных заведений. В 1898 году они стали одними из инициаторов создания Троицкого мусульманского благотворительного общества и внесли на образование его первоначального капитала 6000 рублей. С 1901 года и до самой смерти Абдулвали Яушев был председателем этой организации, а его брат Муллагали состоял почетным членом, а затем до 1917 года – также председателем.

Общество преследовало цель «доставления средств к улучшению материального и культурно-нравственного состояния мусульман г. Троицка и его окрестностей». Деятельность организации была разносторонней и включала: оказание помощи голодающим в районах, пострадавших от неурожая, адресной поддержки неимущим, финансирование шести мусульманских школ города, открытие бесплатной библиотеки-читальни, сиротского приюта, благоустройство мусульманского кладбища г. Троицка и др.[5]

Еще одним их добрым делом было строительство мечетей. В 1893 году на пожертвования Яушевых в Кустанае была возведена первая мечеть. В 1894–1895 годах Абдулвали Ахмеджанович построил на собственные средства здание VI мечети г. Троицка с комплексом учебных и хозяйственных зданий, а в 1901 году пожертвовал их вместе с дворовыми участками площадью 300 десятин в пользу мусульман этого прихода. В 1900 году Торговый дом братьев Яушевых отремонтировал за свой счет мавзолей Ахмада Ясави в г. Туркестан (при первоначальной смете на 82 тысяч рублей).

В 1899 году Мухаммедшариф Яушев завещал 35 000 рублей для образования вакуфного фонда на содержание II мечети г. Троицка и медресе «Мухаммадия», 15 000 рублей – на строительство трех мечетей, 8000 рублей – на выплату фидия, 3000 рублей – на раздачу бедным, а также 3000 рублей – на совершение хаджа вместо него, если он сам не совершит паломничество. После его смерти (в 1906 году) братья и сын выделили из общего капитала по 5000 рублей на сооружение мечетей в д. Ключи-Сап Царевококшайского уезда (1907), д. Акзегитовой Цивильского уезда Казанской губернии (1909) и VII мечети в Кузнецовской слободе г. Троицк (1912). Всего же за 1907–1917 годы было потрачено 19281 рублей на нужды 2-го мусульманского прихода Троицка: зарплата учителям и пособие бедным шакирдам (учащимся), ремонт мечети и медресе, уборку помещений, возку воды, покупку дров, свечей и других хозяйственные цели.

В 1893 году Абдулвали Яушев выделил 6000 рублей на издание в Санкт-Петербурге 1000 экземпляров сборника хадисов «Мишкат аль-масабих» («Ниша светочей»). В тесном союзе с имамами Троицка М. М. Бикматовым, З. Х. Расулевым, А. А. Рахманкуловым и другими братья Яушевы стали одними из инициаторов и главных спонсоров реформирования системы мусульманского образования на Южном Урале. Они открыли новометодные (джадидские) школы в Троицке, Верхнеуральске, Кустанае, Троицком и Челябинском уездах, выплачивали пособия их учителям. В качестве попечителей II мечети г. Троицка в 1896 году Яушевы реформировали приходское медресе «Мухаммадия» на основе внедрения звукового метода обучения и расширения в программе светских дисциплин, превратив его в одно из лучших мусульманских учебных заведений на Урале. На его содержание они ежегодно расходовали от восьми до десяти тысяч рублей.

Абдулвали Яушев с 1885 года состоял почетным блюстителем русского класса при троицких медресе, за что был награжден медалью. По ходатайству братьев Яушевых в 1901 году этот класс был преобразован в Троицкое двухклассное русско-татарское училище. Почетным блюстителем этого училища был Абдулвали Яушев, а после его смерти – Муллагали, который одновременно был почетным смотрителем русского 2-го Троицкого городского четырехклассного училища. В 1910 году в честь открытия в Челябинске своего нового магазина Яушевы оплатили обучение десяти мусульманских детей в реальном училище, женской гимназии и торговой школе.

С той же целью было создано «Троицкое общество распространения просвещения». Для развития образования Обществу было предоставлено право открывать новые школы и оказывать материальную поддержку уже существующим, учреждать стипендии и выдавать денежные пособия нуждающимся ученикам, желающим поступить или продолжить образование в средних и высших учебных заведениях, организовывать постоянные или краткосрочные курсы, лекции по различной тематике, открывать книжные склады. Прекратило существование после 1917 года[6].

Братья Яушевы принимали активное участие в развитии родного города, решении вопросов благоустройства, строительства, пополнения местных финансов, развитии транспорта, образования, здравоохранения и культуры. Абдулвали был гласным Троицкой городской думы в 1888–1906 годах, Мухаммедсадык в 1888–1892 годах, Муллагали в 1914–1917 годах, избирался гласным Троицкого уездного земского собрания на 1914–1917.

Торговый дом «Братья Яушевы» являются ярким примером семейного бизнеса. Четыре поколения этой семьи занималось предпринимательством, начав с мелкой лавочной торговли в г. Троицке и выйдя на всероссийский уровень. Непременной сферой деятельности Яушевых оставалась благотворительность, что и прославило их среди современников и сохранило память о них в истории.

 

Примечания



[1] НАРТ, ф. 168, оп. 1, д. 685, л. 1–2 об.

[2] Мустафина Д. Служилые мурзы Яушевы в XVI–XVII вв. // Эхо веков. 2004. № 1.

[3] Двоеносова Г. Татарское дворянство Казанской губернии (вторая половина XVII–XVIII вв.) // Эхо веков.  1999.  № 1/2.

[4] Баттал Г. Абдулвали Яушев. Оренбург, 1912; Гизатуллин Р. Н. Яушевы // Челябинская область: энциклопедия / гл. ред. К. Н. Бочкарев. Челябинск, 2008. Т. 7. С. 588–589.

[5] ГАОО, ф. 10, оп. 2, д. 202, л. 2–9 об; Денисов Д. Н. Основные направления и формы деятельности мусульманских благотворительных организаций в Оренбургской губернии (1898–1918 гг.) // Форумы российских мусульман. Н. Новгород, 2008. № 3. С. 66–69; Отчет Троицкого мусульманского благотворительного общества за 1913 г. Троицк, 1914; Ямаева Л. А. Мусульманский либерализм начала XX века как общественно-политическое движение (по материалам Уфимской и Оренбургской губерний). Уфа, 2002.

[6]  ГАОО, ф. 14, оп. 1, д. 293, л. 242–276 об.

 

Есть дополнительная информация?
Партнёры