Совместный проект
Об акции Принять участие Полный список номинантов Сроки проведения Номинанты

Журавлев Павел Михайлович

Сфера деятельности: Советник коммерции. Купец 1-й гильдии. Потомственный почётный гражданин. Гласный  городской  думы (1866 – 71). Владелец  механического завода (бывшего «Бенке  и  Ко») в 1886-1901. Почётный член Самарского губернского попечительства детских приютов. Крупнейший в Самаре поставщик хлеба. Меценат. Судовладелец.

Родился в городе Угличе в богатой купеческой семье, но в 1840-х годах переехал в Самару, где занялся хлебным бизнесом. Его брат – Николай Михайлович был одним из богатейших пароходо-владельцев и судостроителей

В 1875 году Журавлёв П.М. приобрел паровую машину и на ее основе создал одну из первых в городе паровых мельниц.  В 1875-1885 годах купец 1 гильдии располагает собственным флотом из пяти буксирных пароходов и барж для перевозки продуктов хлеботорговли. В конце 19 века Журавлев строит пятиэтажный каменный корпус мельницы на берегу реки Волга (сегодня ул. М.Горького), ставшей одной из крупнейших мельниц в Поволжье.

Самое же крупное предприятие Журавлева - механический завод, на базе которого в советские годы возник Средневолжский станкостроительный завод.  Готхард Карлович Бенке основал в Самаре завод, с 1876 года носивший название «Бенке и К°» и производившим сельскохозяйственные машины. В1882 году  Г.К.Бенке организует товарищество механического чугунолитейного завода, в которое вошли наиболее состоятельные самарские купцы: Субботин, Журавлев, Шихобалов, Константин  Иванович и Георгий Иванович  Курлины, Санин и др. Уже на следующий год завод смог приобрести дополнительно 770 квадратных саженей земли, возвести новые постройки на сумму около 30 тысяч рублей. Продукции произведено на 312396 рублей. Возможно, под влиянием Журавлева, на заводе стали осваивать новое направление деятельности: ремонт пароходов и их постройку.

В середине 1880-х  годов Бенке оказывается в тяжелом финансовом положении, купец Журавлев выкупает у кредиторов все долги предприятия, за что остальные члены товарищества передают ему свои паи по совладению заводом и выходят из дела.

Завод производит металлические лестницы, зонты для подъездов, балконы, тумбы, фонарные столбы, плиты, краны и земледельческие машины, орудия, паровые мельницы, лесопильные рамы, судовые котлы и буксирные пароходы. В 1885 году на воду спускают пароход под названием «Первый, построенный въ Самаре», построенный на предприятии Журавлева.

До 1917 г. завод построил 34 буксирных, а также несколько пассажирских и товаропассажирских пароходов.

Благотворительность: Купец жертвовал деньги на строительство церквей в Самаре (в том числе и Кафедрального собора), входил в особый комитет по оказанию помощи голодающим жителям губернии в 1873 году, помогал организации общежития для учениц классической и реальной гимназий. Долгое время  являлся церковным старостой в Александро-Невской церкви.

Он являлся одним из организаторов лечебно-санаторных учреждений в  губернии, владел дачей с кумысолечением в 10 верстах от Самары по Красноярскому шоссе.

Похоронен на территории женского Иверского монастыря в Самаре.

Заявитель: самарское отделение «Деловой России»

Есть дополнительная информация?
Партнёры